236040, г. Калининград, ул. Сергеева 14
Версия для незрячих
10 авг 2024

Автор: Давыдова Надежда Николаевна

Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое

В статье даны некоторые рекомендации по формированию навыка саморазвития и определения эффективной стратегии обучения в течение всей жизни, в том числе с использованием цифровых ресурсов, приведены эмпирические исследования по данному вопросу в мировой педагогике, психологии и социологии. Кроме того, представлены практические пояснения по построению действенной индивидуальной образовательной модели, основанной на понимании собственных особенностей освоения новых знаний.

Ключевые слова: онлайн образование, искусственный интеллект, цифровизация, образовательная стратегия, стиль обучения, саморазвитие.

Образование ХХI века – это, безусловно, цифровое образование, основанное на эффективном использовании цифровых технологий и инструментов в преподавании и взаимодействии участников образовательного процесса. Цифровое обучение означает нечто большее, чем оцифровка традиционных учебных материалов, использование цифровых медиа в образовании приведет к совершенно новым формам общения, сотрудничества и профессионального взаимодействия. Гибкость, отсутствие привязки ко времени и месту, индивидуализированность и мобильность делают этот вид получения образования привлекательным в глазах молодых людей. Онлайн обучение уже сегодня открыло для школьников, студентов и профессионалов огромные возможности приобретать новые знания. Учитывая преимущества цифрового образования, можно с уверенностью утверждать, что оно будет стремительно развиваться и становиться более доступным для обучающихся, учитывая текущие и перспективные технологические достижения.

Современный школьник должен понимать, что учиться ему предстоит в течение всей жизни. Искусственный интеллект становится конкурентом традиционному работнику, но и мотиватором получения новых знаний, навыков, умений, поиска новых областей применения своих способностей и талантов, изменения отношения к образованию в целом, связанное с пониманием того, что обучение должно стать непрерывным на протяжении всей жизни.   По данным The Economist, около 47% рабочих мест исчезнут в ближайшие 25 лет, а согласно исследованию McKinsey Global Institute, к 2030 году как минимум 14% сотрудникам во всем мире, возможно, придется сменить карьеру из-за цифровизации, робототехники и достижений искусственного интеллекта [1].

Цифровая эпоха ставит перед каждым ребенком задачу: научиться учиться, учиться самостоятельно и осознанно. Сегодня очевидно, что навык учиться – самый главный для человека и человечества, именно он позволит нам, людям, сохранить главенствующее положение на планете. Но для успеха обучения очень важно занимать авторскую позицию, самостоятельно выбирая и проектируя свою образовательную траекторию.

Учебная деятельность и в традиционном, и в цифровом формате требует от субъекта самоорганизации, способности преодолевать сопротивление и затруднения, оставаясь заинтересованным в достижении цели обучения. Обучаться самостоятельно школьникам зачастую непросто, но если дать им некоторые знания в области когнитивистики, это может помочь старшеклассникам выстроить действенную индивидуальную образовательную модель, основанную на понимании собственных особенностей освоения нового материала.  

Барбара Оакли, профессор инженерного дела в Оклендском университете, автор бестселлеров по практикам обучения утверждает, что существует 2 основных типа учеников: гонщики и альпинисты [2]. По ее мнению, уже к 13-14 годам подростки на основе своего предыдущего образовательного опыта могут правильно определять свою принадлежность к тому или иному типу и учиться использовать преференции, которыми они обладают.

2024-08-10_18-49-48.png  

Разобравшись с основной типологией обучающихся, подростку следует помочь с правильным выбором образовательной стратегии. Учиться можно по-разному: слушать лекции и выполнять домашние задания, реализовывать учебный проект, индивидуальный или групповой, общаясь с одноклассниками и ментором…Но какой путь наиболее удобен и целесообразен? В каждом конкретном случае ответ будет разный.

Дэвид Колб, теоретик образования, создал теорию четырех стилей обучения, которая поможет каждому научиться использовать слабые и сильные стороны личности для организации успешного процесса обучения [3]. Автор считает, что все мы принадлежим к одному из четырех стилей саморазвития: активист, прагматик, теоретик, мыслитель. Чтобы определить свой ведущий стиль обучения, достаточно ответить на два вопроса. Если предстоит решить новую задачу, как предпочитаете действовать: активно экспериментировать либо предварительно все хорошо обдумать, собрать побольше информации. По завершении выполнения поставленной задачи, как анализируете полученный опыт: делаете выводы, формулируете правила или рефлексируете вокруг вопроса: «Что можно было сделать по-другому?».

Активисты

Действовать

Рефлексировать

Прагматики

Действовать

Делать выводы

Теоретики

Собрать информацию

Делать выводы

Мыслители

Собрать информацию

Рефлексировать

Если не уверены в том, что правильно определили свой доминирующий стиль обучения, пройдите тест: https://testometrika.com/personality-and-temper/test-learning-style-honey-and-mumford/ [4].

Как эти стили обучения проявляются в учебной деятельности?

Активист открыт всему новому, предпочитает действовать методом проб и ошибок, творит, не теряя времени на изучение сложных теоретических концепций и теорий. Он наиболее успешен в тренингах, обучении в общении, дебатах, командной работе, ролевых играх и симуляциях.

Прагматик предпочитает учиться в процессе работы над реальным проектом, ему важна практическая польза от его действий. Он эффективен в решении реальных проблем или проведении тематических исследований. С удовольствием решает технические задачи, не боится ошибаться. При этом он не любит внешний контроль, дискуссии, но нуждается в четкой обратной связи.

Теоретик – чаще всего ученый-индивидуалист. Он способен обрабатывать большой объем информации, осваивать сложные теоретические концепции и теории. Действует вдумчиво и не спеша. Не любит групповые формы работы, исключение – дискуссии с другими теоретиками или мыслителями. Его сильная сторона – чтение и осмысление научных работ, академических статей, участие в лекциях, требующих логического и критического мышления.

Мыслитель любит рассматривать проблему со всех сторон. Он медлителен, но его нельзя торопить, ему нужно достаточно времени «на подумать». Предпочитает творческие задачи, при их решении изучает подобные кейсы, рефлексирует и только потом приступает к решению поставленной задачи.

Понимание своего стиля обучения поможет ученику качественнее организовать процесс освоения нового, выбрать результативную стратегию обучения и саморазвития. Проектируя новый опыт обучения, полезно представлять свою цель обучение, мотив (необходимо/ полезно/интересно) и задавать себе такие вопросы, как:

- Сначала лучше изучить теорию, а потом пробовать применить новые знания на практике, или наоборот?

- Проще работать над новой задачей индивидуально или в группе с другими?

- Если вы активист или прагматик, то как организуете перенос знаний в практику в процессе обучения?

- Если вы мыслитель или теоретик, то как обеспечите комфортное время на обдумывание и исследование имеющихся теоретических сведений?

Зная о приёмах, поддерживающих самообучение, о четырёх стилях и оптимальных стратегиях обучения для каждого из них, выстроить эффективный и результативный образовательный путь, в том числе в цифровой среде, можно будет точнее [5].

 

    

Литература

1.     Профориентация сегодня: https://vk.com/wall-160549345_86869?ysclid=lzmyfpn8rc659661103

2.     Б.Оакли. Новая жизнь, профессия и карьера в любом возрасте. – СПБ.: Питер, 2020. - 366

3.     К.Петерсон, Д.Колб. Век живи-век учись.   – М.: МИФ, 2017. – 224

4.     А.Тран Стили обучения Хани и Мемфорда. Путеводитель: https://ahaslides.com/ru/blog/honey-and-mumford-learning-styles/

5.     Р.Гизатулина. Люди уже устали от этого «Учись или умри»: https://zeh.media/praktika/samorazvitiye/1372098-samorazvitiye-renata-gizatullina