236040, г. Калининград, ул. Сергеева 14
Версия для незрячих
  1. Институт БИПО
  2. Публикации
  3. Каталог публикаций
  4. Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования
19 янв 2024

Автор: Кротова Надежда Сергеевна

Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Н.С. Кротова

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №208» г. Чебоксары

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проект по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР в условиях ДОУ общеразвивающего типа.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, фонематическое восприятие, «Волшебный город звуков».

 

Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 №761 предусмотрены меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ, среди которых законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка и создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ОВЗ и их семей.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей с ОВЗ неуклонно растет. Контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в него входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. В условиях модернизации российского образования все больше учебных заведений реализует инклюзивное образование дошкольников с различными особенностями развития. В нашем детском саду имеются дети с ОВЗ, а именно дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с общим недоразвитием речи, дети с задержкой психического развития.

Наибольшее количество детей среди лиц с ОВЗ – это дети с общим недоразвитием речи. ОНР- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в структуре дефекта отмечается выраженная недостаточность фонематического восприятия, что служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы. Кроме того, родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Волшебный город звуков”, целью которого является создание условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

          Участники: логопед, психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста, родители.

Гипотеза: предположили, что если организовать целенаправленную работу по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, это будет способствовать:

у детей: развитию слухового и фонематического восприятия, что в свою очередь, окажет существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которые необходимы для успешного обучения в школе;

у родителей: обогащению приёмов взаимодействия с детьми при организации совместной деятельности, формированию детско-родительских отношений.

у педагогов: повышению компетенции в работе с детьми с ОВЗ, обогащению методов и приемов при организации совместной деятельности.

Основные ожидаемые результаты:

- активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;

- психологическую готовность родителей в понимании своего ребёнка, заботы о нём, видение его талантов, возможностей;

- развитие педагогической компетентности родителей;

- расширение словарного запаса детей;

- развитие мышления, памяти, воображения, креативности;

- формирование представление о зрительном образе звука - о букве;

- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Продукт проектной деятельности:

В игре “Волшебный город звуков”, которая позволит ребёнку стать настоящим волшебником и хорошо подготовиться к школе, необходимо создать город Звуков с жителями этого города – звуковичками и украсить этот город различными предметами, строениями, которые предполагается сделать вместе с родителями дома, оригинально украсив их соответствующими словами – картинками с изученным звуком, презентация самого предмета в “Волшебном городе звуков”; награждение победителей проекта. Такая совместная работа создаст благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

В работе с детьми систематизированы коррекционо - развивающие игры и упражнения, направленные как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так их коррекцию.

1. Определение на слух звуков окружающих предметов: игры «Солнце или дождик», «Угадай, кто как кричит?», «Будь внимательным!»

2.Узнавание звука на фоне слова: игры «Живые звуки», «Разноцветные машины», «Волшебное дерево», «Быстро-медленно»».

3. Вычленение первого и последнего звуков из слова: игры "Волшебный коврик", «Волшебные слова», «Парочки», «Составь цепочку», "Поймай звук в слове", «Баран и козочка».

3. Определение последовательности, количества и места звука в слове: игры «Телеграф», «Звуковые часы», «Волшебный замок», «Построим дом», «Кто в каком домике живет?», «Подбери имена», «Звуковой тир», «Подскажи Незнайке звук».

Игры и упражнения, соответствующие возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей, подобраны и выстроены последовательно, с постепенным усложнением от простого к более сложному, они учат дошкольников с ОНР хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, учат различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

Таким образом, данный подход к построению педагогического процесса дает положительные результаты: к концу учебного года дети различают особенности и порядок звуков в слове, дифференцируют слова – квазиомонимы (различающиеся одной фонемой), исправляют ошибки в деформированных фразах, воспроизводят ряды из 3-4 слогов, слов, определяют последовательность звуков в слове, место звука в слове, определять количество звуков в слове, составлять слова из звуков, данные как в правильной, так и в нарушенной последовательности. Целенаправленная работа в содружестве со всеми участниками педагогического процесса способствует более углубленной и всесторонней подготовке детей с ОНР к обучению в школе.

ЛИТЕРАТУРА:

1.                 Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: Просвещение, 1998. - 191с.

2.                 Жукова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1963. - 487 с.

3.                 Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду. Изд-во «Педагогика». - М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т.1. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.- 311 с.

4.                 Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003. 215 с.