Автор: Безлепкина Полина Витальевна
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Безлепкина П.В., педагог-организаторМБОУ ДО «Центр развития творчества»
Работа с родителями по воспитанию экологической культуры у обучающихся в условиях дополнительного образования
Формирование экологической культуры подрастающего поколения - одна из важнейших задач и актуальна она, как в общеобразовательных школах, так и в дополнительном образовании. Воспитание экологической культуры у обучающихся в образовательных объединениях Центра развития творчества осуществляется через различные аспекты их деятельности: трудовой, учебно-воспитательной. Цель нашей работы это необходимость дать ребенку не только знания об окружающем мире, но и научить его понимать законы природы, определяющие жизнь человека, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования.
Работа с родителями по воспитанию экологической культуры у обучающихся является одной из составных частей работы МБОУ ДО «Центр развития творчества». Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить одну из главных задач — воспитание человека экологически грамотного.Одно образовательное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у обучающихся экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания — эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является дополнительное образование. Работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения с природой, что позволяет расширить кругозор детей. В целях формирования у обучающихся экологической культуры, как педагог-организатор, свою работу строю на основе образовательной программы «Юные экологи». Цель программы - экологическое воспитание детей и формирование у них экологического сознания.
Работа с родителями (законными представителями) ведется систематически с учетом задач и содержания воспитательно – образовательной работы. Для реализации поставленной цели в процессе своей педагогической деятельности я решаю следующие задачи: установить партнёрство с семьёй; объединить усилия родителей и педагогов для воспитания и развития ребёнка; создать атмосферу общности интересов. При этом использую следующие формы работы: собрания, консультации, дни открытых дверей, выставки.
Сотрудничество с родителями и детьми организовано в различных видах деятельности:
- культурно-досуговая - привлечение к участию в праздниках, досуговых и традиционных мероприятиях, подготовке к конкурсным мероприятиям, и представление отчётных мероприятий для родителей;
-консультационно-просветительская, способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей по гармонизации их отношений с детьми. Психолого-педагогическое просвещение родителей обучающихся проводится с привлечением педагога-психолога организации.
- диагностико-аналитическая деятельность предусматривает получение сведений от родителей через анкетирование, опрос, беседы об индивидуальных особенностях детей. В результате удается выработать план совместных действий с родителями по оказанию необходимой помощи ребенку (по организации режима дня, нагрузке в рамках кружка, о совмещении учебы и занятий в кружке и т.д.).
Для выявления проблемы экологического воспитания в семье используется анкетирование. Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс экологического воспитания, в каких консультациях нуждаются.
Ключевое значение для эффективного экологического образования и воспитания имеет практическая деятельность детей. Важным направлением экологического воспитания я считаю развитие навыков и умений в области природоохранного труда.
В работе нашего Центра систематически проводятся следующие экологические акции:
•В октябре акции «Мы чистим мир!», «Чистый воздух».
•Весной ежегодно ребята участвуют в акции «Марш парков», «Сирень Победы».
Ребята совместно с родителями участвуют в акциях, природоохранных мероприятиях.
Большее внимание уделяю организации природоохранной акции «Зимующим птицам – нашу заботу!» направленной на охрану зимующих птиц с участием обучающихся и родителей школ города Черногорска. Основными задачами данной Акции является практическая помощь зимующим птицам в холодное время года, пропаганда охраны птиц, ознакомление обучающихся с особенностями жизни птиц зимой. В рамках данной Акции проводятся тематические беседы, викторины об образе жизни, пользе зимующих птиц и способах оказания помощи пернатым в зимнее время.
Ребята совместно с родителями подкармливают птиц, устраивая кормушки и «птичьи столовые» на территории Центра. Обучающиеся проводят наблюдения за посетителями кормушек. Итоги наблюдений за кормовым поведением синицы, воробья, голубя оформляются в творческий отчет.
Участие в природоохранной деятельности позволяет каждому ощутить свою полезность и значимость, принимают участие в конкурсах рисунков, стенгазет и фотографий о зимующих птицах. Участие в таких совместных природоохранных мероприятиях вызывают у детей положительный эмоциональный настрой.
В городской Акции «День Земли» принимают участие педагог, обучающиеся и родители. Данная акция состоит из комплекса мероприятий, в которых задействованы различные виды деятельности учащихся: природоохранная, трудовая, художественная, творческая.
С Черногорским Городским отделением Общероссийской Общественной организацией «Российский Красный Крест» сотрудничаем, участвуя совместно с родителями в Акциях: «Вторая жизнь ненужных вещей», «Победим туберкулез».
В практике широко использую дни открытых дверей: родители присутствуют на занятиях. Предлагаю родителям брошюры, информационные листы «Поделки из природного материала», «Как быть здоровым» и др.
В практике также использую такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании школьников в семье», даю советы по подбору, содержанию, уходу за растениями дома; напоминаю родителям о том, что дети должны знать цель труда.
Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья на природе», «Наши домашние питомцы», «Енисей – река детства моего», выставки поделок из вторичных материалов «Экосумка», «Отходы в доходы».
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что экологическое образование является эффективным, потому что заинтересованы в реализации программы - преподаватель, дети и родители.