236040, г. Калининград, ул. Сергеева 14
Версия для незрячих
  1. Институт БИПО
  2. Публикации
  3. Каталог публикаций
  4. Мотивация студентов к личностному росту на пути к профессиональному становлению молодого специалиста
7 фев 2024

Автор: Антонова Наталья Александровна

Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое

  

Мотивация студентов к личностному росту на пути к профессиональному становлению молодого специалиста

         Современный этап развития общества выдвигает особые требования к образованию студентов в СПО. Цель – воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать и применять знания в условиях исследовательского поиска, умеющей контролировать и оценивать самостоятельную деятельность.

         Мотивация рассматривается как основной компонент учебой деятельности.

         Мотивация обучения — средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

         Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками студента.

         Чтобы студент захотел учиться сам, занятие должно быть ему интересно и привлекательно. Ему необходимы мотивы для познавательной деятельности на занятиях.

         Мотив — это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней и отношение к предмету его деятельности.

Сами по себе знания, которые студент получает в учебном заведении, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить диплом, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае студента побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения.

Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

·        мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения студента, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одногруппников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

·        мотивация, имеющая положительный характер, эта мотивация выступает в двух формах. Зная тип мотивации, педагог может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика.

         В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки обучающегося (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.

         Три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

         Для того чтобы студенту по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для студента и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

         Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к учебе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

·        интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

·        уверенность в себе;

·        направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

·        интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

·        потребность и возможность в самовыражении,

·        принятие и одобрение значимыми людьми;

·        актуализация творческой позиции;

·        осознание значимости происходящего для себя и других;

·        потребность в социальном признании;

·        наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

·        ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

         Как же повысить мотивацию студентов?

         Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений.

1. Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если преподаватель отвечает в духе “в жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности. Стимулирование на результат, а не на оценку. Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.

2. Связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы (даже, если они отдаленно связаны с темой урока). Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.

3. Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».

4. Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом. Можно создать им такие ситуации на уроках, в которых они могли бы отстаивать свое мнение, принимать участие в обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи, решать их путем комплексного применения известных им способов решения и т. п.

5. Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки. Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами на экзамене и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.

6. Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.

7. Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.

8. Формирование положительного отношения к профессии. Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. Самому педагогу нужно уважительно относиться к различным профессиям, по которым учатся студенты образовательного учреждения.

Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного трудаИнтонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься. Если возникают дискуссионные моменты среди представителей различных профессий, педагог-наставник должен уметь разъяснить и убедить каждого в нужности и важности своей специальности. Мы все с детства знаем, что «все профессии нужны, все профессии важны».

9. Предоставление максимальной свободы выбора студентам. Студентам можно предложить разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников. Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание — это повышает мотивацию.

10. Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию и желание снова достигать аналогичного результата.

11. Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Интерес педагога к учащимся может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся.

         Тысячекратно цитируется древняя мудрость: можно привести коня  к 

водопою, но заставить его напиться нельзя.Без пробуждения интереса, без 

внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь 

видимость учебной деятельности.          Как  же  пробудить     желание  "напиться"  из   источника   знаний?  В  чем сущность потребности в знаниях?  Как она возникает? Как развивается?

Какие   педагогические   средства   можно   использовать   для  

формирования   у студентов   мотивации к получению знаний? 

         Решение этой проблемы я вижу в использовании на уроках словесности и во внеурочное   время   системы   эффективных   методов   и   приемов  

организации совместной   творческой   деятельности,   в   возможности  

готовить   к   жизни творчески   активную   личность,   заинтересованную  

во   все   более самостоятельном   развитии   и   познании.   По   моему  

убеждению,   развитие творческого   потенциала   дает   возможность  

студенту   проявить   свою индивидуальность,   почувствовать   себя  

умелым,   талантливым,   смелым,   тем самым повышает его мотивацию 

к учению.

         Эмоциональные методы мотивации:

         1)Приемы метода – театрализация и инсценирование          Метод   развития   творческого   самочувствия   включает   в   себя   игры   и задания   по   развитию   произвольной   регуляции   и   навыков  

произвольного поведения, чувства партнера, воображения, 

наблюдательности, чувства ритма и др.  

Что значит театрализация в рамках учебного процесса?  Мы всегда, так или   иначе,   используем   театрализацию,   правда   несколько   ограниченно   и   в самых простых формах. Нетрадиционные формы уроков  -есть не что 

иное, как введение в образовательный процесс элементов театрализации, 

затем –привычное   для   каждого   преподавателя   гуманитарных  

дисциплин использование   на   уроке   музыкальных   произведений,  

произведений изобразительного   искусства,   т.е.   всего   того,   что  

воздействует   на эмоциональную   сферу   студента,   активизирует   его  

внимание,  воображение, фантазию. 

С применением данного метода я подготовила и провела следующие занятия: 1.   Урок русского языка «Имя прилагательное как часть речи». Урок начинался инсценировкой фрагмента комедии «Недоросль», где герой рассуждает   о   том,   почему   дверь   –   не   существительное,   а прилагательное.) 2. Урок литературы. А.Чехов. Рассказ «Хамелеон» 3.   Урок   литературы   «Любовная   лирика   Пушкина»   у   нас   было   три исполнителя роли поэта: Пушкин – лицеист, Пушкин во время Южной ссылки, Пушкин в Михайловском. В композиции участвовали и Е.К. Воронцова, и А.П.Керн и Н.Н.Пушкина 4.Урок   литературы.   Драматургия  

А. Вампилова.  

         На   уроке   литературы     и   русского   языка     я   использую   вариант самовыражения   через   литературное   творчество,   а   также   творческое общение  с искусством и  литературой. Метод  помогает найти студенту своих поэтов, писателей. Идея метода ­ найти себя как читателя, зрителя.Студент учится искать и выделять «свое» из окружающего мира, понять цену этому «своему» (Почему одному 

нравится проза,   а   другому   поэзия?     Какая   экранизация   «Тихого  

Дона»   («Войны   и мира»), старая или новая, вам понравилась больше 

и почему?). Одной  из  интересных  форм  творческого   самовыражения  студентов  

считаю творческие   задания. Выполняя подобные задания, студент 

становятся в позицию "автора” и одновременно "критика”. 2)  Создание ярких наглядных образов.   Эффективным   средством   активизации   познавательной,   рефлексивной деятельности студента 

является использование информационных технологий в образовательном 

процессе. 

         ИКТ   интенсифицирует   процесс   обучения:   повышает   темп   урока, увеличивает   долю   самостоятельной   работы   студента,   позволяет  

проверить усвоение   теории,   углубить   степень   отработки  

практических   умений   и навыков, вести дифференцированную работу 

с каждым студентом.    Я   считаю   применение   информационных   технологий  

необходимым   на уроках   русского   языка,   литературы   и   мотивирую  

это   тем,   что   они способствуют   совершенствованию   практических  

умений   и   навыков, позволяют   эффективно   организовать  

самостоятельную   работу   и индивидуализировать   процесс   обучения,  

повышают   интерес   к   урокам русского   языка   и   литературы,  

активизируют   познавательную   деятельность студентов, осовременивают 

урок.

         Информационные   технологии  использую на всех   этапах  

обучения:   объяснении   нового   материала,   закреплении, повторении, контроль знаний. 

         3. Ситуация успеха. Технология дифференцированного обучения, 

на мой взгляд, позволяет ставить   посильные   задачи   перед   каждым  

студентом,   активизировать   его деятельность.          Дифференцированный   подход   повышает   эффективность  

организации самостоятельных работ на уроках русского языка и литературы, 

даёт широкие возможности   для   вовлечения   студентов     в   поисковую  

деятельность,   в творческую   работу,   позволяет   студентам   показать  

свою   компетентность, широту   литературного   мышления,   владения  

дополнительной   информацией, например,   при   подготовке   к   урокам семинарам,   научно-­практическим конференциям. Например: 1)  Проект «Работа над сочинением-рассуждением»  помогает в работе над определенной темой по русскому языку. Уроки,   на   которых   преподаватель   использует   приемы,   влияющие   на формирование и развитие положительной мотивации,   повышают активность   студентов;  взаимоотношения   преподаватель ­студент,   студент- преподаватель   становятся   открытыми,   позитивно эмоциональными,   продуктивными;   растет   работоспособность   студентов, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на   рациональности,   но   и   эмоциональности   студентов,   укрепляются познавательные   интересы,   а   следовательно,   положительно   сказывается   на качестве знаний.