Мотивация к учебе – частный вид мотивации, включённый в учебную деятельность. Сегодня этот термин может пониматься по-разному. Так, например, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов считают, что мотивом учебной деятельности необходимо называть направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанную с внутренним к ней отношением.
Хамедова Г.Н. предполагает, что учебная мотивация – это опосредованный внутренними и внешними факторами процесс побуждения студентов к учебной деятельности для достижения образовательных целей.
Учебная мотивация может включать различные мотивы в зависимости от того, какую именно потребность будет удовлетворять действие, побужденное данным мотивом:
Гражданский мотив (учение совершается для подготовки к жизни в обществе)
Познавательный мотив (ориентируется на приобретение знаний и навыков)
Мотив социальной идентификации с преподавателем (ученику необходимо соответствовать требованиям преподавателя)
Мотив социальной идентификации с родителями (ученик соотносится с ожиданиями родителей в области учёбы и поведения в целом)
Мотив переживания (связан с привлекательностью учебного материала)
Материальный мотив (учение рассматривается как предпосылка материальной обеспеченности)
Мотив значения (приобретение и поддержка высокого социального статуса).
Как правило, учебная деятельность порождается не одним мотивом, а совокупностью мотивов, которые дополняют друг друга. В связи с этим принято разделять ведущие мотивы и второстепенные.
Относительно того, чем обусловлены мотивы, существует два типа, выделенных Л.И. Божович: познавательные (те, что связаны с содержанием учебной деятельности и её выполнением) и социальные (связаны с различными взаимодействиями с людьми).
Позже это разделение конкретизировала А.К. Маркова. Она предложила более дифференцированную классификацию учебных мотивов.
Так, познавательная мотивация состоит из:
широких познавательных мотивов («Мне нужно овладеть новыми знаниями!»)
учебно-познавательных мотивов («Мне нужно понять, КАК добывать знания!»)
мотивы самообразования («что я могу ещё узнать, чтобы стать лучше?»)
Социальная мотивация была разделена на:
широкие социальные мотивы («Я должен, я ведь ответственный, и, кроме того, все вокруг говорят, что учиться – это правильно»)
узкие социальные или позиционные мотивы («я хочу занять выгодную позицию в отношениях с окружающими»)
мотивы социального сотрудничества («я должен по-разному взаимодействовать с другими людьми»)
- Ссылка на источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация_учения